Движение запущено без ограничений в тоннеле Витиня
Около 12 часов пятницы, 19 марта, движение будет открыто без ограничений в тоннеле «Витиня» на трассе «Хемус». Обновленная труба для Софии имеет новую облицовку, гидроизоляцию, водосточную и дренажную систему, асфальтовое покрытие, систему видеонаблюдения, пожарную сигнализацию, вентиляцию, светофоры, систему освещения и светонаведения, что обеспечивает более высокую безопасность поездки и возможность быстрого реакция на инцидент. Также на объекте установлено 14 реверсивных вентиляторов. Труба оборудована энергосберегающим светодиодным освещением, установлено 375 светильников.
«Витиня» — самый длинный автомобильный туннель в Болгарии — 1195 метров. Его строительство началось в 1974 году. Эксплуатируется с 1984 года и до сих пор подобных ремонтов не проводилось. В 2017 году после осмотра метро до Софии было установлено, что оно не соответствует требованиям, и в целях обеспечения безопасности пассажиров были проведены частичные ремонтно-восстановительные работы. На объекте проводились многочисленные исследования и обследования, по результатам которых производился аварийный ремонт. Были проведены многочисленные георадарные и геологические исследования — сложный процесс, который проводится после выявления структурных проблем посредством механических обследований и проверок. Исследования показали, что необходимый ремонт будет более сложным и займет больше времени, чем первоначально предполагалось. Пустоты были обнаружены как между первичным и вторичным вкладышами, так и между первичным вкладышем и опорой. Причины их существования сложны. Одним из них является расположение туннеля, который находится в Гогинском разломе. Другая причина – разные технологии, которые применялись при строительстве объекта в 1970-е годы. По мнению экспертов, стальная арматура находилась в предельном состоянии до момента, когда ее несущая способность стала бы равной нулю и при очень небольшом ударе возникла опасность обрушения всего горного массива.
Для укрепления тоннеля и заполнения пустот между основной крепью и массивом горных пород через 3000 просверленных отверстий был залит специальный бетонный раствор. После этого было проведено укрепление массива и тоннельной обделки, для чего были выполнены анкерные крепления общей протяженностью около 72 км. На каждый анкер заливается около 600-700 литров цементного раствора. Уложено около 28 125 квадратных метров гидроизоляции, 4 500 кубометров набрызгбетона по всему своду тоннеля, 516 тонн арматуры, 5 400 тонн асфальта, 790 кубометров тротуарной плитки. Была построена сложная дренажная система, которая отводит воду, удерживаемую гидроизоляцией, и защищает новую облицовку. Также была построена система опасных разливов. В результате всех мероприятий туннель полностью высох и не протекает.
В соответствии с Европейской директивой 2004/54/EC, в туннеле Витинья протяженностью более 1 км необходимо было пробурить три поперечные галереи для соединения двух труб. Два из них пешеходные и один автомобильный. В случае аварии в одной из труб соединения будут использоваться для эвакуации людей и автомобилей, а также для подъезда машин скорой помощи, пожарных и других специализированных транспортных средств. В трубе на Софию выкопаны три галереи, в трубе на Варну они будут завершены и будут установлены заказанные для нее портальные двери. Однако из-за пандемии поставка части оборудования из-за рубежа задерживается. Как только он прибудет, нужно будет просверлить вход в каждую из трех галерей в трубе, ведущей в Варну. Во время выполнения этих работ и установки дверей движение в направлении Варны должно быть на короткое время переведено на новую трубу на Софию.